Сегодня лодки вошли в жизнь множества людей. Для одних – это охотничий или рыбацкий транспорт, у других – это просто техника для спокойного отдыха, а для третьих – средство передвижения. Старые лодочные варианты, где нужно было работать веслами уже вышли из моды. Сейчас популярны конструкции, на которых установлены моторы. Но как они работают, и что такое гребной винт, знают далеко не все.
Что это такое и что оно из себя представляет?
Сейчас самым популярным движителем водного транспорта является гребной винт. Такой механизм состоит из двух главных частей – лопастей и ступицы.
Лопасти установлены с равными отступами одна от другой и находятся под одним углом в отношении плоскости крутящего момента.
Вся эта система устанавливается на гребные валы, которые начинают вращаться при включении мотора лодки, мощностью 40-60 л. с.
Когда все элементы начинают двигаться, то лопасти набирают воду и сразу же выкидывают ее назад, придавая ей импульс, который переходит к лопастям, гребному валу, и корпусу лодочного транспорта.
Современные гребные конструкции бывают разных габаритов. Чтобы сделать подбор размера, нужно всего лишь определить два числа.
- Первым будет диаметр. Если винт оснащен 2 или 4 лопастями, то диаметр определить можно просто вымерив длину участка между краями противостоящих лопастей. Более сложно будет, если установлено 3 лопасти. Тут нужно вымерять участок между серединой втулки и краем одной из лопастей. Полученный результат нужно удвоить, так и получиться диаметр.
- Размер шага. Вторым числом для определения размера будет шаг (расстояние, которое винт преодолевает за один целый круг).
А значит, если есть винт с диаметром 40 см и шагом 55 см, то размер механизма определит маркировка на борту «40х55».
Также важной деталью считается втулка. Функцией этого компонента становится центровка механизма на приводном валу.
Винты, которые в большинстве современных лодок служат еще и для отвода выхлопа, оснащены также и обоймой вокруг втулки и прикрепленными лопастями.
Принцип работы
Как уже говорилось, винт оснащен лопастями, которые сдвигают поток воды в одну сторону, тем самым придавая движение плавсредству в другую. Это обусловлено законом физики «Любое действие имеет и противоположную реакцию, что перерастает в противодействие».
При крутящем моменте мотора и сдвиганию воды в одну сторону, лопасти конструкции также обеспечивают разрежение на своей поверхности. Причем сила этого процесса может даже создавать потоки воздуха, которые пузырьками уничтожают краску конструкции.
Это происходит из-за того, что поток воздуха входит в состояние вентиляции или кавитации. Но далеко не всем понятна разница между этими процессами.
Вентиляция образуется, когда воздушные пузыри от торца или дна плавсредства начинают окружать гребной винт. Такое же происходит, если он краями лопасти делает подбор воздуха с поверхности.
Кавитация отличается от вентиляции. Она образуется, когда механизм начинает самостоятельно вращаться и создает пузыри воздуха на тыльной стороне каждой из лопастей. С виду это напоминает процесс, когда у застрявшего автомобиля буксуют колеса.
Самым главным признаком таких процессов становится стремительное увеличение скорости вращения лопастей. Чтобы устранить это и не придавать ущерба покраске, нужно снизить обороты мотора, пока гребной винт не станет в положение соприкосновенности с водоемом.
Какие бывают разновидности и как их правильно выбирать?
Вначале, данные механизмы производили в основном из латуни.
Сегодня рынок специализированных магазинов предлагает подбор множества вариантов.
Самыми популярными сейчас считаются стальные, алюминиевые и композитные конструкции. У каждого вида есть свои преимущества и недостатки.
Алюминиевые
Этот вид, чаще всего, используют для подвесного мотора Ямаха и для кормовых приводов. Преимуществами алюминиевых вариантов являются:
- Доступная стоимость. Поэтому их часто выбирают производители лодок и моторов;
- Высокая скорость. По сравнению с традиционными винтами из латуни, алюминиевые конструкции вращаются намного быстрее;
- Легкость механизма. Этот аспект очень важен при транспортировке лодки;
Благодаря современному оборудованию и технологиям, новые алюминиевые конструкции показывают отличные результаты, что позволяет их считать идеальным вариантом соотношения цены-качества.
Поэтому множество маленьких лодок оборудовано именно таким механизмом.
Стальные
Нержавеющая сталь, как основа конструкции винта – это идеальный вариант для людей, которые ценят надежность и эффективность.
По результатам исследований, стальные лопасти в 7 раз крепче алюминиевых.
А это позволяет сделать подборболее тонких и легких вариантов.
Также стальной вид отличается высокой прочностью, он может без особых повреждений перенести удар об подводные камни. Но такое столкновение может плохо кончиться для редуктора. Учитывая это, производители стараются решить проблему. Для этого на стальной винт ставят пластиковую втулку.
При аварийных ситуациях она срежется или просто прокрутится, как и в алюминиевом варианте, а не деформируется, как стальное изделие.
Сейчас на рынке лодочных приспособлений можно найти шлифованные и полированные варианты из стали.
Ходит множество слухов о том, что второй вариант более надежный и эффективный, но на самом деле, полировка никак не влияет на работу конструкции, а только на ее внешний вид.
Если взять количественное соотношение, то на 70 лодочных средств, приходится примерно 40 стальных винтов, 20 алюминиевых и 10 остальных.
Композитные
Одной из последних разработок в области гребных конструкций считаются приспособления из композитных материалов.
Успехи современной химии позволяют широко использовать углеродные и нейлоновые волокна в производстве транспортной техники.
По сравнению с алюминиевым вариантом, композитный гораздо надежнее. А при выборе между сталью и композитом, последний может похвастаться устойчивостью к ржавчине.
Количество лопастей
Если с материалами все более-менее понятно, то, как подобрать количество лопастей? Например, для судна ямаха с мощностью мотора 40 л. с. существуют гребные винты с 2, 3 и 4 лопастями. От их количества зависит сила трения с поверхностью. Это можно сравнить с шириной колеса у машины.
В общем, подбор зависит от одного главного критерия – габаритов судна. Например, для круизных яхт и больших лодок длинной от 7 метров и мощностью лодочного мотора больше 40 л. с. лучше всего подойдут гребные винты с 4 лопастями, они смогут обеспечить требуемую мощность для движения.
В четырехлопастном варианте одинаковое количество противостоящих элементов, это делает его работу более плавной, что способствует быстрому разгону.
При глиссировании и крейсерском ходу это позволит даже сэкономить горючее, но при этом максимальная скорость может уменьшиться.
В остальных случаях, подбор трехлопастного винта станет лучшим решением. Это поможет улучшить работоспособность плавсредства и сохранить деньги. Для очень маленьких лодок вполне хватит и двух лопастей.
Многие думают, что лучшие гребные винты идут сразу в комплекте к лодке или мотору. Но это не всегда так. Опять-таки, ситуацию можно сравнить с автомобилем, на заводах его оборудуют колесами для обычной дороги, но уже для бездорожья они не подойдут. Также и с лодкой, гребные конструкции нужно подбирать исходя из целей и размеров судна.
причины перегрева лодочного мотора ямаха