Как увеличить мощность лодочного мотора

Почему любители походить по водоемам начинают интересоваться, как увеличить мощность лодочного мотора? Чаще всего наблюдается следующая ситуация. Человек приходит в магазин, чтобы приобрести движок для судна. Ему предлагают ознакомиться с линейкой одного из производителей, например, Yamaha. Листая каталог, покупатель замечает, что у моторов, входящих в линейку, масса и рабочий объем одинаковы, а количество «лошадок», с них снимаемое, пусть и не слишком, но различается.

Нужны примеры? Не вопрос. Модели с индексами 6CMHS и 8CMHS (оба — Yamaha) имеют по паре цилиндров (объем — 165 куб. см), румпельное управление, реверс и массу в 27 килограмм. Вместе с тем, мощность первого составляет 6 лошадиных сил, а второго — 8.

Возникшие вопросы

Разумеется, сопоставление данных приводит к возникновению ряда вопросов:

  • Интересно, как производителю удалось достичь разницы в «лошадях»?
  • Стоит ли переплачивать за более дорогую модель, ведь характеристики у нее те же, что и у более дешевого варианта? Возможно ли увеличение мощности лодочного мотора, скажем так, кустарным способом, ведь это обойдется дешевле?
  • Законна ли установка на судно мотора мощнее, чем тот, который разрешен по паспорту?

И ответы на них

Что же, давайте погрузимся в эту проблему без остатка. Только перед этим осознайте как факт следующие моменты:

  • дополнительная мощность — это не всегда ощутимое увеличение скорости
  • движение в водоизмещающем режиме может вызвать захлест водой кормы
  • избыточные лошадиные силы в режиме глиссирования снижают устойчивость судна

Ответов на первый вопрос два. Производители используют либо форсирование лодочного мотора относительно базового в конкретной линейке, либо снижение мощности наиболее сильного. Вообще, практика показывает, что путей изменения данного показателя два. Во-первых, можно снять ограничитель или изменить зазор клапанов. Во-вторых — заменить некоторые узлы, а также и перепрошить CDI-блок (последнее необязательно). Следует только помнить одну важную вещь: к изменению количества лошадиных сил следует отнестись максимально осторожно и деликатно.

С первым пунктом проблем не будет: там и так понятно, что нужно делать. А вот что с заменой деталей из второго? Обычно ей подлежат следующие элементы:

  • карбюраторные жиклеры или полностью весь карбюратор
  • клапана (лепестковые)
  • коллектор (выпуска)
  • CDI или коммутатор

В отношении CDI следует отметить, что менять его довольно затратно. Поэтому рассмотрите возможность перепрограммирования данного узла.

Для более точного понимания ситуации можно поступить совсем по-простому. Берем каталог. Открываем модель имеющегося на руках движка и того, к мощности которого хочется прийти. Далее проводим сверку деталей, чтобы определить, в чем разница.

Теперь поговорим о том, можно ли добиться увеличения количества лошадиных сил своими руками. В подавляющем большинстве случаев придется понести немалые затраты. Во-первых, деньги нужны на приобретение новых запчастей (тех, которыми заменяются старые узлы). Во-вторых, оплатить придется работу механика из сервиса ПЛМ. Без него — увы! — никак. Не забывайте также о том, что даже у специалиста может не получиться с первого раза. То есть, ему понадобится не один экземпляр новой детали, а два и даже более: нужно же провести хотя бы базовое тестирование нового движка, верно?

Что касается законности действий судовладельца, который решил оснастить свое плавсредство более мощным движком, то здесь складывается интересная ситуация. Если исходный силовой агрегат является максимально допустимым вариантом для лодки или катера конкретной модели, надзорные органы просто не смогут официально зарегистрировать мотор, мощность которого выше, чем у максимально допустимого.