Как подобрать гребной винт?

Изначально при подборе винта советую соблюдать два основных принципа:

1. Играться с винтами на моторах мощностью до 10 л. с. – бесполезная трата времени и денег. Увеличение скорости на 1, а максимум 2 км/ч врядли стоит 30$ и больше. Ну не выведет ваш 5-ти сильный мотор на глиссер лодку с двумя рыбаками на борту при замене винта — даже не пытайтесь! Менять винт на таких моторах рекомендую только при повреждении стандартного.

2. Важно! Подбирать винт, можно только имея подключенный и правильно работающий тахометр. Подбор винта на слух, по совету друзей, продавцов и т. д. может стоить вам выхода из строя двигателя или редуктора. Не рискуйте, чтобы потом горько не сожалеть ($$$$$). Если тахометр у вас не установлен — советуем приобрести не дорогой тахометр/счетчик моточасов. который вы сможете за пару минут установить самостоятельно. При заказе винта у нас такой тахометр можно взять в аренду.

Теперь непосредственно к подбору. Самый важный, а в большинстве случаев единственный параметр, по которому подбирают гребной винт это его шаг. Что такое шаг гребного винта? Например: шаг винта 13 значит, что за один полный оборот винта лодка пройдет расстояние в 13 дюймов (0,33 м). Отсюда вывод: увеличив шаг винта, вы увеличите пройденное расстояние, т. е. увеличите скорость лодки. И наоборот – уменьшив шаг, Вы увеличите обороты двигателя, т. е. перейдете с 5 на 4-ю передачу, если говорить об автомобиле. Задача при подборе винта – на максимальных паспортных оборотах двигателя лодка должна двигаться с максимально возможной скоростью.

Для простоты рассмотрим все на примере. Имеем: лодка Прогресс, мотор Mercury F40ELPT. установлен стандартный винт с 13 шагом.

Газ в «полик» скорость по GPS 45 км/ч обороты 6000 об/мин (либо больше, просто срабатывает отсекатель). Вывод: перекрут. Максимально допустимые паспортные обороты Mercury F40ELPT EFI 5500 об/мин (а желательно не больше 5300). Значит нужно увеличить шаг винта. При подборе винта работает примерное правило: увеличение шага на один дюйм дает понижение оборотов двигателя на 300-500 об/мин. Итого ставим винт с шагом 15. Опять все замеряем и т. д. Идеал: «газ» в «полике» на тахометре 5300 об/мин. При этом не забывайте постоянно контролировать скорость, потому что, часто потраченные $200 на гребной винт дают прирост скорости в 2 км/ч.

Подобные замеры следует проводить на лодке с оптимальной загрузкой, т. е. именно той загрузкой, которую вы используете чаще всего. Многие лодочники имеют несколько винтов для разных загрузок судна. И это правильно!

Что купить металлический или нержавеющий гребной винт для своего мотора? Нержавеющий винт тоньше металлического, а значит лучше режет воду, соответственно лодка на таком винте будет идти чуть быстрее, также лучше он будет резать и водоросли. Еще плюсом нержавеющего винта является его долговечность. Он гораздо меньше силуминового стирается об песок на мели, а вот удар о подводное препятствие является одинаково опасным как для железного винта за 100$ так и для нержавеющего за 300$.

P. S. Кроме шага у винта есть и такие параметры как диаметр, дисковое отношение, профиль лопасти, но, во-первых, если рассматривать и их, то это будет тема для 3-х страничной статьи, а во-вторых, на практике в основном играются только шагом винта — это наиболее действенно.

Денис Стежко специально для сайта

www. sail. com. ua

Все лодочные моторы от одного поставщика