Как выбрать гребной винт

Как выбрать гребной винтГребные винты, их особенности. Помощь в выборе.

Гребной винт на любом моторизированном плавсредстве — очень важная составляющая силовой установки. От его правильного выбора зависит приемистость, скорость, экономичность. Большинство производителей моторов устанавливает винты собственного производства. Это понятно, потому как лучший способ преобразовать мощность мотора в эффективную скорость — проектирование и разработка гребного винта, соответствующего характеристикам самого мотора.

Собственное производство гребных винтов имеют все лидеры в производстве силовых установок для лодок и катеров. Но есть и исключение из правил. Honda до последнего времени устанавливала гребные винты компании Michigan, а сейчас перешла на винты Solas. Кроме того, компания Tohatsu на некоторых моделях моторов также устанавливает винты Solas. Нужно заметить, что все производители силовых установок (как подвесных моторов, так и стационарных двигателей с угловыми колонками) рекомендуют устанавливать оригинальные винты.

О подборе винта для лодки

Для хорошего выбора винта нужно знать несколько основных понятий:

  1. Диаметр винта — тут все просто — это диаметр, описываемый лопастями винта.
  2. Шаг винта — это расстояние, которое винт пройдет, сделав один оборот без учета проскальзывания.
  3. Проскальзывание (по-английски Slip ) — разница между реальным шагом и шагом винта (появляется из-за частичного стекания воды с лопастей).
  4. Дисковое отношение — отношение площади лопастей к площади описываемого круга.

Самый важный параметр, на который обращают внимание в первую очередь — шаг винта. Это главная характеристика, влияющая на нагрузку мотора. Чем больше шаг, тем больше скорость, при этом мотор должен развивать максимально разрешенные паспортные обороты. Если вы не гений проектирования гребных винтов — обязательно используйте тахометр при выборе шага винта.

Диаметр лодочного винта имеет большое значение, но производители винтов давно привели этот параметр в соответствие с мощностями, оборотами и крутящим моментом моторов. Поэтому обычно верно утверждение: чем выше шаг винта, тем меньше диаметр и наоборот. Компания Michigan производит некоторые винты, отличающиеся диаметром и дисковым отношением для более тщательного подбора. Обратитесь к специалисту — он обьяснит, стоит ли вам применять нестандартные винты.

От величины проскальзывания зависит КПД двигательного комплекса. Чем меньше проскальзывание, тем выше КПД и наоборот. Обычно верно так же утверждение, что чем меньше оборотов развивает мотор (при положении дросселя — полный), тем выше проскальзывание и, соответственно, ниже КПД. Нормальным можно считать проскальзывание 18 процентов.

Если ваш мотор развивает обороты, отличающиеся от паспортных

  • Если обороты ниже — уменьшите шаг винта, принимая во внимание, что обычно уменьшение шага на 1 дюйм (25.4 мм) повысит обороты примерно на 200.
  • Если обороты выше — увеличте шаг винта, учитывая вышесказанное.

Если вас интересует более быстрый выход на глиссирование. либо меньшая скорость глиссирования (это может быть важно для экономичного крейсерского движения не на полных оборотах)